«Элеватор – один из крупнейших в мире, 1894 г. инженер С.И. Кербедз» в г. Новороссийске


1101921757f046[1]
Здание элеватора построено по последнему слову науки и техники конца 19 века по проекту русского инженера путей сообщения Кербедза Станислава Ипполитовича, племянника Кербедза Станислава Валериановича, известного мостостроителя. Строительными работами руководил талантливый русский инженер А.Н. Щенснович. На строительство этого уникального сооружения потрачено почти 10 млн. кирпичей, огромное количество цемента, железа и других стройматериалов. Элеватор состоит из 364 силосов шестигранного сечения, с общим объемом в 3 млн. пудов тяжелого зерна пшеницы (порядка 49 000 тонн) и 2 млн. пудов легкого (овес, ячмень). Длина элеватора была около 160 метров, ширина — около 30, высота силосных корпусов – 30 метров, а высота башни – 40. Все это позволило увеличить экспорт зерна до 40-45 млн. пудов в год (655 000 – 737 000 тонн).
Элеватор по своему устройству, величине и производительности являлся одним из крупнейших в мире в конце XIX – начале ХХ веков, был первым в мире сооружением с индивидуальным приводом на 83 электродвигателях вместо паровых, сделанных в мастерских элеватора (позже РВЗ) под руководством инженера Шенсновича Александра Николаевича. Для строительства электростанции мощностью 1200 кВт  им было использовано изобретение создателя техники трехфазного тока русского инженера М.О.Доливо-Добровольского. Для того времени это было уникальное сооружение. Благодаря электрификации и механизации число рабочих на элеваторе было всего 60 человек.222
Работа выполнена в рамках проекта сохранения объекта культурного наследия, главной задачей которого являются три основных фактора:
— разработка противоаварийных мероприятий, позволяющих сохранить здание элеватора от дальнейшего разрушения;
— восстановление архитектурного облика объекта культурного наследия;
— приспособление помещений здания-памятника к современному использованию как административно-бытовой корпус с возможностью доступа в здание через независимый входной тоннель со стороны улицы Жуковского.
Был разработан полный цикл сохранения объекта культурного наследия, включающий:
-мероприятия по усилению несущих и ответственных конструкций;
-мероприятия по приспособлению существующих площадей под административно-бытовое назначение;
-мероприятия по замене инженерных сетей здания;
-комплексная реставрация фасадов и элементов предмета охраны.
Проект получил положительное заключение историко-культурной экспертизы, негосударственной строительной экспертизы проектной документации.

В период 2017- 2019 гг. был реализован первый этап работ, включающий ремонтно-реставрационные мероприятия по фасадам и кровле объекта, согласно разработанной документации.

IMG_2275 Elevator 7
9 DCIM100MEDIADJI_0041.JPG DCIM100MEDIADJI_0015.JPG